Обзор и тест - Мощная вспышка Metz 52 AF-1


Из обзора вспышки Metz 52 AF-1 вы узнаете все, что нужно знать о данной модели, но и не только: я расскажу в принципе обо всем, что нужно учесть при покупке вспышки. Другие тесты и обзоры фототехники в моем блоге. Обзор построен следующим образом: главное в начале, то есть, в порядке убывания все характеристики, которые будут иметь значение при выборе. Прочитав этот обзор, вы сможете самостоятельно выбрать себе вспышку. Есть также тестовые фотографии, которые помогут увидеть, как именно работает Metz 52 AF-1 в той или иной ситуации. 
Причин для покупки новой вспышки Metz 52 AF-1 было несколько:

  1. В моем Canon 60D отсутствует подсветка автофокуса (которая есть практически в каждой современной вспышке);
  2. Мощностей старой вспышки стало не хватать – всего-то ведущее число было 28;
  3. Хотелось испробовать расширенный функционал, который предоставляет современная электроника.

Почему именно Metz?

Выбор был сделан давно – у меня это третий Metz. Марка зарекомендовала себя абсолютной неубиваемостью (первый Metz достался мне уже сильно б\у из комиссионки и работает до сих пор – лет 20 полагаю, а то и 30), чистым белым светом (дешевые марки часто «гуляют» то в тепло то в холод), очень точной отработкой экспозиции как в ручном, так и в автоматическом режиме.
Мой первый, раритетный Metz 30 B3 до сих пор в идеальном состоянии. Кстати, не вздумайте ставить его на современную камеру - он выдает в разы больший ток на контактах, чем предусмотрено в современных..

Но главное – неубиваемость и разумная цена. О цене стоит сказать особо: при действительно хорошем функционале, отличном качестве и реально крутой мощности вы экономите примерно вдвое по сравнению с фирменными аналогами.

Мощность – самое практичное достоинство фотовспышки

Мощность – самое главное, чего много не бывает. Потому, что современная вспышка точно дозирует силу импульса и не переборщит – выдаст сколько нужно, даже если это будет сотая часть максимального импульса.
Примерно такая картинка получается при съемке в отраженном свете, или, как говорят фотографы "в потолок". Тень от вспышки практически незаметна 

Для чего нужна вспышке мощность? Для создания оптимального светотеневого рисунка голову вспышки обычно поворачивают в сторону: отраженный свет от большого светового пятна на стене или потолке мягко и без глубоких некрасивых теней осветит объект. Разумеется, при отражении теряется изрядная часть пучка света, поэтому нужна дополнительная мощность. В дополнение ко всему стена и потолок могут оказаться довольно далеко, поэтому чем мощнее вспышка – тем лучше. Правда, не стоит забывать, что мощность косвенно связана и с некоторыми другими параметрами, например – классностью: чем мощнее, тем круче. И дороже, разумеется. А также с весом и размером: подумайте, а хочется ли Вам таскать дополнительных 300-500 грамм? Потреблением энергии: 2, 4 или 6 батареек нужно покупать.
Мощность выражается ведущим числом, которое обозначает число диафрагмы, которое нужно поставить, если снимаешь предмет на расстоянии 1 метр при ISO 100. Это формула, а теперь – конкретные числа, чтобы понимать, что и сколько:
12 – обычно именно столько дают накамерные вспышки. Это очень мало.
24 – или около того – это уже нормально для съемки в квартире.
32 – это мощная вспышка, которая, например, запросто подсветит целиком здание церкви или оперный театр, если понадобится.
52 – супергуд, импульс такой вспышки, как я замечал, способен даже лопать мыльные пузыри.
60-70 – десяток вспыхов на максимальной мощности способны поджарить яичницу, а выстрел в глаз полным зарядом может лишить зрения, по крайне мере на некоторое время – не делайте этого никогда!
А вот, кстати, и доказательство - мыльный пузырь лопнул от оценочной предвспышки в режиме E-TTL

Скорость перезарядки и экономичность

А вот это – реально полезный параметр. В большинстве случаев Metz 52 AF-1 перезаряжается мгновенно, поскольку во время съемки использует только часть импульса, остальное остается в конденсаторе – осталось «докачать» процентов 10-30. На это уходит доля секунды. При полном или почти полном импульсе придется подождать от секунды до трех, что тоже неплохо.
Кстати, в случае серийной съемки не стоит беспокоиться – 3-5 кадров подряд гарантировано. В случае использования режима высокоскоростной синхронизации HSS-ETTL, более энергозатратного, получите только 2-3 кадра, но и это хлеб.
Комплекта батареек или аккумуляторов хватит на несколько месяцев, если, конечно, Вы не суперпрофи, снимающий очередями по 1000 кадров за раз. По моим приблизительным наблюдениям, полного заряда комплекта аккумуляторов на 2700 мАч хватает на 800-1000 кадров. Но могу и ошибаться, если подскажете точную цифру – пишите, буду признателен. 
И вот тут и первый заметный недостаток: Metz 52 AF-1 не показывает остаточный заряд аккумуляторов, чего очень бы хотелось. Представьте – снимаем уже третий-четвертый месяц, и тут – ответственный юбилей у тещи! А вспышка вырубается в случае окончани заряда батареек совершенно внезапно.

Впрочем, фирменные вспышки Canon и Nikon, судя по отзывам, также страдают этим недостатком. Возможно, эту функцию объективно трудно реализовать? 

UPD2 - аккумуляторов хватает на 500 кадров

Недавно получил возможность оценить, на сколько кадров хватит полного заряда аккумуляторов. Итак, имеем Powerex 2700 мА/ч, заряженные под завязку. Довольно объемный зал со светло-серыми стенами и потолком. Установлено ISO 200-400 и диафрагма 5,6 - то есть, вспышка работала несколько больше, чем на половинной мощности. 
Заряда аккумуляторов хватило ровно на 500 кадров. Это очень хорошо для съемки конференции. Но к примеру для свадьбы не хватит - нужен еще один комплект аккумуляторов.

Подсветка автофокуса

Очень важное свойство вспышки, по крайней мере в системе Canon. Дело в том, что по какой-то несуразице камеры Canon не имеют встроенной лампочки для подсветки автофокуса. Почему - Бог весть. Но логика в этом прослеживается железная: если снимаешь в темноте, то тебе по любому потребуется вспышка. Поэтому вполне логично устанавливать лампу подсветки автофокуса именно во вспышку. 
И вот тут у меня возникло недопонимание: лампочка-то имеется, и как положено она загорается и светит. Но почему-то, Бог весть почему, светит она немного выше кадра, в плоскости которого и находятся датчики синхронизации. То есть, свет от "подсветки" не попадает на датчики автофокуса. Не - ну каково?!!! Соответственно, работает эта подсветка как какая-то бутафория. Ну скажите, почему в темноте, потратив изрядную сумму денег на топовую вспышку отменного производителя, мне приходится по три секунды ждать, когда же камера наведется на прекрасную нимфу во время дефиле? Это создает мне дискомфорт. А учитывая, что модельки несутся тебе навстречу и остановить их может только диплом вице-мисс, понятно, что это даже не дискомфорт, а просто АД! 

Пришлось с этим вопросом немного разбираться, и вот что оказалось: оптическая ось объектива и подсветки автофокуса - две сходящиеся прямые. И если, к примеру, объект съемки находится на дистанции 0,5 м (а это крупный портрет), то эти две линии еще не успели сойтись, вы увидите, что свет лампочки проходит мимо датчиков автофокуса. Но если дистанция становится больше метра - все уже совмещается, так что тут Metz 52AF-1 вполне со съемкой в темноте вам поможет. 

UPD - серийная съемка со вспышкой

Что нужно, чтобы использовать вспышку Metz 52AF-1 в режиме высокоскоростной репортажной серийной съемки (в моей Canon 60D это 5 кадров в секунду)? Прежде всего, установить на камере скорость серийной съемки High и следящий автофокус (S). Вспышку направляем "в лоб", потому что съемка в отраженном свете требует изрядно энергии - она не успеет перезарядиться и мы получим примерно 3-5 кадров подряд, не более. Затем по возможности открываем диафрагму, например, до 1,6 - и устанавливаем ISO также повыше, например, 400 или 800. Это все нужно, чтобы уменьшить расход энергии и позволить вспышке давать столько импульсов подряд ,сколько нужно.

В отношении Metz 52 AF-1 я уверен, что можно использовать и более "легкие" параметры, но лучше всегда оставить своей аппаратуре небольшой "зазор" по мощности. Так мы получаем гарантию, что она не подведет. 

Прочность

Уже упоминал, что Metz в принципе неубиваемый, но все же – ронял. Работает.

Размер рефлектора

Это один из важнейших факторов, как по мне. Вы замечали, что многие профессиональные фотографы надевают поверх вспышки различные приспособления, увеличивающие размер и неудобство агрегата? Дело в том, что вспышка – по сути, точечный источник света. Если направить ее прямо «в лоб», на снимке получится крайне невыразительное, даже отталкивающе «плоское» лицо. Именно это свойство превращает в ужас неумелое использование накамерной вспышки, у которой рефлектор (то есть отражатель) – самый маленький.
Подсветка теней вспышкой Metz 52 AF-1 - за счет большого рефлектора освещение лица получается равномерным и мягким без дополнительных ухищрений

Так вот, у Metz 52 AF-1 рефлектор великолепно большой, пожалуй, самый большой среди аналогов. А это превращает его из точечного в довольно объемный источник света. И вам уже не потребуется надевать на лампу вспышки за 600 бакинских нелепую баночку от таблеток за 30 копеек – Metz 52 AF-1 в большинстве случаев дает весьма пристойную картинку даже при «лобовом ударе». Именно размер рефлектора стал второй причиной выбора именно этой модели.

Плоские лица и рассеиватели

И все же, снимая в условиях недостатка света, попросту в темноте, вы увидите ужасающе плоские пересвеченные лица. Примерно как на картинке с лопнувшим пузырем выше, только еще хуже. Вот такие. 
Но спасение есть, и даже ничего не нужно покупать - в самом простом и неотложном случае. Просто поверните голову вспышки кверху под углом больше 45 градусов и достаньте спрятанную в голове белую карточку. Понятно, что в этом случае большинство мощности импульса уйдет в космос и возможно привлечет внимание пришельцев, но все же, худо-бедно так можно снимать. 

Чтобы делать приличные снимки, лучше докупить крайне дешевый рассеиватель типа мини софтбокса, надевающийся прямо поверх лампы. Другой вариант - так называемый "козырек", который запросто можно сделать самостоятельно, да хоть из картона. Фирменный, конечно, выглядит солиднее, да и стоит не особенно дорого. 
Но вот какие фотографии могут получиться при использовании минисофтбокса примерно 15 на 20. 

Еще один вариант, который обожают клубные фотографы: софт побольше, например 50 на 50. Картинка будет выглядеть еще богаче. Рекомендую. Но тут потребуется дистанционное управление вспышкой, которое, кстати, Metz 52 AF-1 поддерживает. 

Вращающаяся голова

Это именно то, что дает вам творческую свободу при использовании вспышки – формируйте световой рисунок как вам нужно!
Без всяких проблем освещаете и передний план, и задник - преимущество вращающейся головы

Нужно ли упоминать, что у Metz 52 AF-1 с этим параметром все в порядке? Лучше только одна из моделей вспышек Sony – имеется дополнительная степень свободы. Но это где-то не грани гениальности и сумасшествия. К тому же, наверняка кроме камер Sony никуда не годится.

Пилотный или моделирующий свет

Забыл упомянуть - экспозицию Metz 52 AF-1 совместно
с моим Canon 60D отрабатывает без ошибок
Бесполезная штука, по крайней мере мне он ни разу не пригодился. Но Metz 52 AF-1 это тоже умеет.
Совет
Кстати, очень глупо выглядит, когда какая-нибудь блондинка полыхает пилотным светом при обычной репортажной съемке и «лобовом ударе». Be smart!



Высокоскоростная синхронизация

Вы не знаете что это такое и зачем нужно? Сейчас объясню: обычно, используя режим заполняющей вспышки, Вы снимаете при ярком солнце. Суть режима состоит в том, что вспышка должна деликатно подсветить тени, чтобы они «не проваливались». И вот в этом месте наступает противоречие: современные зеркалки обычно имеют максимальную выдержку синхронизации 250, а те что попроще – 125. А экспозиция при ярком солнце часто требует 600 или даже 4000; что при этом происходит?

Вы можете заметить, что число выдержки в окуляре застряло на 250 (125) и мигает. Камера при этом «знает», что установлена вспышка и с выдержкой короче дозволенной снимать нельзя. Нет, она все же будет снимать, если попросите. Но при этом свет вспышки будет освещать только часть кадра – тонкую полоску. Снимок испорчен!
В другом варианте, если Вы разрешите эту функцию в меню камеры - будет произведена корректная съемка, просто умная камера задырит объектив до правильной диафрагмы - 11 или 9. И вот такую картинку, как выше - уже не получите. 
Не буду рассказывать, как это работает – какая разница? Просто включите режим HSS-ETTL и забудьте о вспышке – полностью посвятите себя творчеству. Metz 52 AF-1 это умеет.

Дистанционное управление - режим ведущей вспышки

Да, это именно то, ради чего стоит купить именно Metz 52 AF-1. Если не изменяет память, поддерживает до 6 ведомых вспышек в трех группах. Это же целую студию можно организовать. Мне, например, трудно представить, как расставить такое количество источников света и для какой цели может понадобиться. Но – это есть и это супер!
Зато я могу посчитать, в какую сумму обойдется такое количество Metz 52 AF-1: полторы тысячи бакинских, и у вас дома имеется мегастудия! Но можно набрать и более дешевых аналогов.

Режим ведомой вспышки

Canon 60D и аналоги могут работать в качестве ведущей вспышки, а Metz 52 AF-1 – ведомой. Очень легко, прямо из меню камеры, настраивается соотношение импульсов накамерной и ведомой вспышки и совершенно легко можно устраивать роскошные фотосеты буквально «на коленке»:
·       Хотим создать рисующий свет? – пжалста!
·       Хочется ореол сияющих в контражуре волос? – нет проблем!
·       Не нужна студия – делаем свет все прямо на улице или вообще где угодно.
·       Еще какие-нибудь фантазии? – да легко!
Конкретнее? – братцы, это же обзор вспышки, а не урок постановки студийного света. Экспериментируйте!

Справедливости ради - этот режим имеет и недостаток: нет TTL замера ведомой вспышки и обязательно должны быть включена накамерная вспышка - именно она "поджигает" ведомую. Меня это немного раздражает, а кроме того, в этом случае мы теряем подсветку автофокуса, а это уже существенный минус, например, для клубной съемки. 
Кстати, в режиме ведомой внешней вспышки на Metz 52AF-1 подсветка автофокуса периодически мигает, так что вполне можно и вручну. направить ее на модель. Но у меня до сих пор это получалось плохо. Так что вполне возможно, в ближайшее время я буду покупать радиосинхронизатор. Который помимо всего прочего, и автофокус подсвечивает, и обеспечивает дальность действия до 150 метров. Потому что если Вы попросите асистента держать Metz 52AF-1 на расстоянии, скажем, метров 10 - окажется, что вспышка не срабатывает. Упс... 
Единственное реальное решение: использование радиосинхронизатора. Предлагаю прочитать обзор синхронизатора Yongnuo YN622c

Перегрева – не наблюдал

Metz 52 AF-1 имеет индикацию перегрева, чем могут похвастаться даже не все фирменные аналоги. А ведь при интенсивной съемке это свойство становится критическим – перегрев может привести к поломке, вернее – выгоранию.
К слову говоря, мне не удалось довести Metz 52 AF-1 до сколько-нибудь заметного нагрева. Справедливости ради замечу, что очень интенсивная съемка – совершенно несвойственный мне порок. И все же, например, вспышки Nikon страдают именно от перегрева при интенсивной съемке и отключаются в самый неподходящий момент, о чем можно встретить отзывы.
А вот недавно мне пришлось снимать при довольно плохих условиях: высокие потолки серого цвета, а я привык снимать совсем не в лоб. В результате Metz 52 AF-1 грелся? Да он был еле тепленький, что меня изрядно удивило. 

Выдвижной отражатель и рассеиватель

Это полезная няшечка, которая прячется прямо в голове и выдвигается по требованию хозяина (вручную, конечно). Будь она в 2-3 раза больше – я бы возрадовался, потому что тогда бы она действительно вносила существенные коррективы в световой рисунок. Но она есть и это несомненный плюс.

Рассеиватель тоже есть и тоже выдвигается. Нужен если Вы используете ширик 24 и меньше (в смысле - шире).
Совет
К слову говоря, часто возникает неопределенность – как использовать комбинацию «рассеиватель-отражатель»? Ведь в инструкции на этот счет ничего не сказано. Экспериментально доказано: если до потолка меньше 2 метров (квартира) выдвигайте одновременно рассеиватель и отражатель. Кстати, эта функция доступна только при горизонтальной компоновке кадра. А вот если до потолка больше 2 метров (зал) – рассеиватель лучше задвинуть.

Выдвижная штучка

Вот что реально порадовало – на пятке имеется некий выдвижной штырек, который входит в дырочку на башмаке камеры. Нужно для того, чтобы не до конца не выкрученная вспышка случайно не вывалилась. Но знатоки сказали, что теперь во всех вспышках такое есть, так что не удивил, но все равно зачет.
Зато прикручивание и выкручивание вспышки происходит без проблем, чем могут похвастаться далеко не все конкурирующие особи.

Сенсорный экран

Metz 52 AF-1 – первая на Земле вспышка с управлением посредством сенсорного экрана. Как управлять – рассказывать не буду, для того инструкция. Хотя… не царское это дело – мануалы читать. Управление элементарно можно освоить методом «научного тыка» - все просто и интуитивно понятно.
Сенсорный экран имеет свои преимущества - вся нужная информация в одном месте, а при необходимости просто нажимай на то что нужно пальцем

И все же, сенсорный экран я бы скорее отнес к недостаткам модели. Потому что привыкал я к нему несколько месяцев, и, кажется, так и не привык до конца. Традиционные кнопочки и рычажки – гораздо удобнее и оперативнее. По крайней мере для меня.

Резюме

Собственно, из обзора ясно, что Metz 52 AF-1 – практически идеален. За исключением, как оказалось лампочки подсветки автофокуса (читайте об этом выше). Имеются разновидности для всех распространенных системных камер. Функционал вполне на уровне и даже больше. Цена приятная. Насчитано всего три недостатка, и все три либо некритические, либо свойственные абсолютно всем конкурирующим моделям, то есть, на выбор не влияют. Вот только сенсорный экран… На самом деле не так уж он плох. И вполне может оказаться, что он не проигрывает кнопочкам и рычажкам конкурентов. Владельцы соседствующих марок – давайте посоревнуемся?!
И все же, кривая работа подсветки автофокуса вырывает очко у нашего лидера. Увы! 

Вот, к примеру, самые основные функции выносятся на главный экран – экспокоррекция, режим и т.д. Притом - очень крупно, что пригодится людям с плохим зрением (а у всех оно с возрастом портится). Ввести коррекцию – три щелчка. Включить HSS-ETTL режим – три щелчка. Несложно. А что еще надо? 

UpDate

Важное замечание - со старыми камерами не все функции Metz 52 AF-1 будут работать. Например, очень полезный режим HSS-ETTL не поддерживает мой старенький Canon D20 - имейте в виду. 
Больше фотографий, сделанных со вспышкой Metz 52 AF-1, можно увидеть в обзоре объектива Canon 20mm 2.8
Также смотрите обзор синхронизатора Yongnuo YN622c-TX для Canon

Комментарии

Популярные сообщения