Перевернутая Дженни


Inverted_Jenny

В качестве предмета для разговора деньги штука безошибочная. А купюры… это же вульгарное средство обмена, сунул в карман и забыл… Но иногда ─ вожделение коллекционера. В кляйссер и под пленочку!
История произошла в 90-е, когда я прервал студенческий стаж для поправки материальных резервов. Ну и пошел работать торговым агентом в коммерческую фирму на целых сто баксов!!!! О, сколько тогда это было денег!

Мы развозили товар заказчикам, а потом, утром приносили выручку в кассу в форме толстых пачек долларовой зелени. Ну а что в кармане оказывалось порой в 10-20 раз больше, чем даже мечталось ─ ну так ведь не свои.
Случались и накладки. Самой частой проблемой были постиранные купюры. Обычно 1-2 доллара, вследствие стирального порошка отказывались светиться в детекторе, но не трагедия, купюра-то ведь настоящая. А поскольку банк отказывался принять, приходилось правдами и неправдами заменять на непостиранный эквивалент.
Да, система была в некоторой степени непродуманной. А если бы меня грабанули в подворотне? Как я буду отдавать сумму, которая студенту не снилась даже в эротических снах? Я не думал о плохом, но на то и был лохом… потому что однажды худшие опасения оправдались…
─ Должна вас огорчить, ─ сообщила мне без тени иронии, сочувствия или негодования блондинка из-за пуленепробиваемого стекла, ─ но одну купюру я не возьму.
─ Доллар постиран? ─ привычно примериваю ситуацию и растягиваю по шкале от «плохо» до «дело дрянь».
─ Не доллар, ─ тянет интригу кассир, впрочем, без улыбки и тени симпатии в холодных глазах.
─ Что, пять? ─ холодею спиной и замираю от ужасной несправедливости. Между долларом и пятеркой по какой-то нелепости не было промежуточных купюр, не считая юбилейно-подарочной двухдолларовой бумажки, поэтому моя фантазия мгновенно метнула самый ужасный вообразимый вариант. Но как я заблуждался…
─ Пятьдесят! ─ так вот и сказала ─ «пятьдесят», не моргнув и глазом, а ведь это целая половина моей зарплаты! Холодеть уже не получилось, поэтому наоборот бросило в жар и противно заныло под ложечкой: столько терять мне еще не приходилось. Учитывая, что целых пол месяца я работал даром, было от чего потерять самообладание.
─ Постирана? ─ еще надеюсь на чудо, ведь трудно представить себе дебила, который целых 50 условных единиц одной бумажкой оставит в кармане джинсов и сунет в стиральную машину автомат фирмы Bosh (никак не меньше).
Представьте степень моей наивности, если в те времена я даже не знал, что «лэвэ» согласно Пелевину это «… от латинских букв "L" и"V". Аббревиатура liberal values [либеральные ценности (англ.)].».
─ Нет! ─ видимо, ей нравится сообщать неприятные новости. Я бы такую взял главой департамента увольнений в свою фирму, если таковая мне когда-нибудь светит. Или в морг, некрологи зачитывать оптимистическим голосом.
─ Фальшивка? ─ мой голос невольно дрогнул.
─ Нет, не фальшивая купюра, а… ─ она явно держит паузу, ожидая, что я разрыдаюсь. Не на того напала!
─ Не фальшивая, а что же не устраивает? ─ мое нетерпение вполне извинительно, учитывая обстоятельства. Но все же… ─ Что не так с купюрой?
─ Вот смотрите: ленточка внутри бумаги, защита от подделки? Вот она, справа от президента.
─ Так есть же ленточка, значит, не фальшивая?
─ Да я же и говорю, что не фальшивая! ─ будто поражаясь моей непонятливости, она драматически пучит голубые глаза. ─ Но ленточка должна быть слева от президента, а тут ─ справа!
Представить себе, что на американском долларе ленточка может быть не с той стороны, затруднительно. Поэтому вариантов остается немного.
─ Так значит, фальшивая?
─ Нет, настоящая. Все проверки на детекторе прошла без проблем. Видимо, заводской брак. Но банк у меня ее не примет, так что идите, ищите замену.
Ситуация, вроде бы, повернулась оптимистически… Не фальшивка, но кто же ее у меня возьмет, такую бракованную? Понуро бреду к начальству, справедливо рассудив, что вот это и есть именно тот момент, когда нужно сдаваться, иначе пленных они не берут. А непосредственный мой шеф Серега в это время под столом тихонько разбавляет представительский 7up изрядной дозой джина, подливая его просто в жестяную банку. Поэтому он добр и благодушен. Без всяких мытарств забирает «кривую» купюру и возвращает мне две двадцатки и десятку, при этом хмыкнув и загадочно улыбнувшись. И даже отказывается принимать вполне заслуженную благодарность в виде бесполезного «спасибо» ─ с чего бы это?
Этот вопрос занимает меня всю неделю ─ в альтруизме шеф замечен не был, дураком его тоже назвать трудно. Так почему? Наверное, просто знает места, где можно без проблем «скинуть» лишнюю купюру и никто не посмотрит, с какой стороны у президента ленточка.
Ох, недооценил я Серегу!
Дома меня ждет чай и свежий номер «Комсомолки», который по традиции я начинаю читать с конца ─ где всякие интересные заметки. Вот одна из них мне показалась занятной, поэтому привожу текст почти без купюр (опять эти купюры!).
«Перевёрнутая Дже́нни» (англ. Inverted Jenny)  ─ филателистическое название авиапочтовой марки США 1918 года  (Скотт #C3a), у которой изображение самолёта Curtiss JN-4 в центре рисунка ошибочно напечатано вверх ногами. Возможно, это самая известная марка с ошибкой в американской филателии.
В 1910-е годы почтовое ведомство США в порядке эксперимента предприняло ряд попыток перевозки почты по воздуху и 15 мая 1918 года решило открыть регулярные авиарейсы между Вашингтоном, Филадельфией и Нью-Йорком. Почтовое ведомство установило тариф в размере 24 цента, который был гораздо выше действующего тарифа в 3 цента за пересылку почты первого класса, и решило выпустить новую марку специально для этого тарифа, отпечатанную в патриотических красно-синих цветах с изображением биплана «Дженни» фирмы «Кёртисс», выбранного для перевозки почты.
Было обнаружено всего лишь около 100 перевёрток, из-за чего эта марка с ошибкой является одной из самых дорогостоящих во всей филателии. «Перевёрнутая Дженни» была продана на аукционе Роберта Сигела (Robert A. Siegel) в июне 2005 года за 525 тысяч долларов США.»
Вот те на! Здрасьте! Открылась причина шефовой щедрости: этот жук запросто разбогатеет на моей беде! Вот как деньги-то делаются! Обидно же. Но все ж выручил. Вот гад!
А тут, кстати, на Гродненском форуме продают бракованную сотку. Та же ленточка, с той же стороны; видимо, бракоделие ─ традиция американских деньгопечатателей. Или как их назвать одним словом? Сколько вы думаете? Нет, правда ─ сколько я потерял в результате этой простой транзакции?
Знаете, откровенно говоря, сейчас посещают меня нескромные мысли. Глупые, между нами говоря, мысли. Неуместные… А вот как не стал бы сдаваться шефу, а занял бы денег… Вы помните девяностые? Жрать было нечего! Только что отгремел кризис. Даже если бы в тот момент я владел всей суммой необходимых знаний и дедукции, не смог бы достать целых! Пятьдесят! Долларов! Мне пришлось бы, наверное, мучительно царапать собственную спину, отдавая эту купюру. Но просто негде было взять столько денег! Так что остается только вспоминать избитое «блаженны нищие духом»… и поблагодарить Высшие Силы, что сохранили мое душевное здоровье в колыбели неведения.

50s1

Да, что же это я отвлекся! Возвращаясь к Гродненскому форуму и спекулянтам редкостями ─ счастливый владелец просил за купюру ни много ни мало полтора миллиона рублей. Вот столько вот цифир с нулями: 1500000 руб. Деревянных. В пересчете это сорок шесть тысяч долларов. Лэвэ.































Комментарии

Популярные сообщения