Рынок работы или базар?

Не так давно (а может и давно) я обещал проанализировать эффективность различных работных сайтов и выдать результаты сравнения. Увы, сравнения не получилось: эффективность во всех случаях составила 0.
Нуль.
Zero


Можно предположить совершенно разные причины данного явления: от полной неинтересности меня в качестве работника, или невостребованности моей профессии, до полного отсутствия предложений на рынке или несоответствия моих представлений о зарплате реалиям рынка. Но истина кроется где-то посредине: стагнация рынка в период кризиса привела к существенным изменениям профиля спроса и предложения персонала на рынках.
Еще одно крайне любопытное явление, свойственное кризисным рынкам труда: вал мошенничества от невинных заканчивающихся разжалованием «испытательных сроков», до хорошо организованных машин по обману отчаявшихся людей с целым штатом дизайнеров, «загонщиков», менеджеров и детально разработанным механизмом и концепцией.

И, тем не менее, что же с работными сайтами?


Ведь любой неленивый обладатель компьютера может убедиться: вакансии есть, их много, они на любой вкус и кошелек. Однако, глубокое исследование вопроса показывает удивительный феномен: через неделю-другую плотного исследования спроса на свою специальность вы увидите, что попадаются одни и те же предложения. Если и возникает какое-то разнообразие, то внимательный анализ показывает наличие странностей: на том конце провода реально в тебе никто не заинтересован. Иногда берут трубку, для проформы задают вопросы (кстати, отнюдь не всегда), всегда обещают перезвонить, что является стандартом вежливого отказа.
Проанализировав мотивацию «работодателей», можно спрогнозировать несколько версий:
  1. Компании, рекрутеры или маркетологи исследуют рынок;
  2. Работодатели создают базу специалистов «напотом»;
  3. Работные сайты создают «движ», чтобы оправдаться в глазах инвесторов;
  4. Мошенники расставляют силки.
Других версий пока что нет. Повторяю, что данная ситуация рисуется на основании собственных наблюдений и наблюдений моих знакомых, только в одной отрасли и для ограниченного перечня специальностей и не претендует на окончательность и всеобъемлющее покрытие.
И тем не менее, вывод напрашивается: работные сайты перестали выполнять свою функцию источника контактов с работодателями. То есть – бесполезны. Стали не нужны.
Возникает вопрос: что дальше-то делать? Возвращаться в 90-е и просматривать объявления в газетах? Спамить по базам работодателей? С листочком в руках оббивать пороги офисов?
Ответ на вопрос будем искать, но не это задача данного материала.

Анализ рынка

Признав очевидные проблемы идеального когда-то канала поиска работы, следует также признать, что работные сайты не годятся для аналитики, поскольку, возможно, являются центром различных манипуляций, перечисленных выше. Поэтому за основу для получения данных я взял сайт бесплатных объявлений, для которого заработок трудоустройстве не является приоритетом. А, следовательно, вероятно, он свободен от манипуляций. Смотрим olx.ua
Первая таблица показывает соотношение предложения и спроса (вакансии/резюме) минус 1,62 (чтобы сформировать отрицательный тренд на графике за точку отсчета мы приняли показатель «Все вакансии»).

Сразу же обращает на себя внимание неправдоподобный рывок рынка недвижимости, но это не иллюзия, и не манипуляция: это слезы, потому что на этом рынке самая востребованная позиция риэлтора работает за процент от сделки. То есть, поскольку зарплату платить не нужно, работодатель может безответственно повышать спрос до бесконечности. В нынешних условиях работать без зарплаты не очень разумно.  В абсолютных цифрах, как можно увидеть ниже, спрос не так уже велик.
А вот на «Крепкую восьмерку»  следует обратить внимание — это действительно реальные возможности для поиска работы. Перечислим их для наглядности, допустив важную ремарку: поскольку olx.ua не является профессиональным работным сайтом, разделы составлены бестолково и не дают реальной характеристики сегмента (например, туризм определенно упал, а вот индустрия развлечений вполне неплохо себя чувствует).  
  1. Красота, фитнес, спорт — парадоксальный рост этого сегмента связан с тем, что рынок Украины обрушивается, но не достиг еще дна, как не достиг и депрессии.
  2. Розничная торговля — люди будут кушать всегда.
  3. Маркетинг, реклама, дизайн — нужен всегда.
  4. Бары, рестораны, общепит — никто не жирует, но и не закрывается.
  5. Туризм, отдых, развлечения — туризм вероятно просел, но раздел держится в топах за счет индустрии развлечений.
  6. Производство, энергетический сектор — вотчина олигархов, никто ее не завалит, а у населения пока есть деньги оплачивать коммунальные услуги.
  7. Сервис и быт — людям как никогда нужно чинить потрепавшуюся одежду, многие обеднели, но пока не отказывают себе в насущном, сегмент держится.
  8. Медицина и фармация — пока страна не скатилась в нищету, на таблетки и врачей деньги находятся, но и там идут сокращения.  
Можно обратить внимание на строчку «Все вакансии» — это показатель общего тренда рынка, в сравнении с которым и имеет смысл анализировать сегменты.

Абсолютные числа

Этот график анализирует разницу между количеством вакансий и резюме. Это не так показательно, как соотношение, но тоже может пролить свет на некоторые важные нюансы. Например, мы можем увидеть наиболее привлекательные вакансии с точки зрения преобладания предложения.  

Мы видим, что в лидерах для поиска работы розничная торговля и общепит — вас ждут 12000 и 6000 свободных вакансий.

Что вызывает вопросы?

IT отрасль в настоящее время нам кажется наиболее жизнеспособной, в частности, зарплаты в ней остаются на высоком уровне — в чем же дело? Вероятнее всего, «сыграли» несколько факторов: ориентация на внешние рынки и некоторая обособленность от общих каналов поиска работы. Айтишники редко ищут работу, да и персонал, на olx.ua — у них своя тусовка.

Выводы

Согласно данных графиков можно увидеть, что экономика Украины в глубокой стагнации, о чем говорит низкий спрос на строительных специалистов, в частности. Но еще не достигла дна (кажется, дальше некуда) или депрессии (дальше хоть в петлю). У людей еще остались деньги, поэтому высок спрос на специалистов индустрии развлечений и общепита. Рынок надеется, что кого-то спасет маркетинг.
Что делать? Великий вопрос, ответ на который каждый ищет самостоятельно. Рынок будет валиться дальше, соответственно, работу будет найти труднее. В любой другой ситуации мы дали бы совет перепрофилироваться на другие сегменты, но не в этой: пока будете ходить на курсы и получать дипломы, все может измениться. Незыблемыми выглядят только розничная торговля и энергетика.
PS Не будучи большим специалистом в аналитике, автор просит специалистов высказать свое мнение, посоветовать, как это делать лучше и ответить на вопросы, которые в рамках этого поста остались без ответа.

Приложение

Под конец дадим список полных названий категорий, поскольку на графиках они не везде хорошо читаются:
  1. Недвижимость
  2. Красота, фитнес, спорт
  3. Розничная торговля
  4. Маркетинг, реклама ,дизайн
  5. Бары, рестораны
  6. Туризм, отдых, развлечения
  7. Производство, энергетика
  8. Сервис и быт
  9. Медицина, фармация
  10. Начало карьеры, студенты
  11. Все вакансии
  12. Секретариат, АХО
  13. Охрана, безопасность
  14. IT
  15. Транспорт, логистика
  16. Другие сферы
  17. Частичная занятость
  18. Культура, искусство
  19. Строительство
  20. Образование
  21. Юриспруденция и бухгалтерия
  22. Домашний персонал

Комментарии

Популярные сообщения