Рынок работы или базар?
Не так давно (а может и
давно) я обещал проанализировать эффективность различных работных сайтов и
выдать результаты сравнения. Увы, сравнения не получилось: эффективность во всех
случаях составила 0.
Нуль.
Zero…
Нуль.
Zero…
Можно предположить
совершенно разные причины данного явления: от полной неинтересности меня в
качестве работника, или невостребованности моей профессии, до полного отсутствия
предложений на рынке или несоответствия моих представлений о зарплате реалиям
рынка. Но истина кроется где-то посредине: стагнация рынка в период кризиса
привела к существенным изменениям профиля спроса и предложения персонала на
рынках.
Еще одно крайне любопытное явление, свойственное кризисным
рынкам труда: вал мошенничества от невинных заканчивающихся разжалованием «испытательных
сроков», до хорошо организованных машин по обману отчаявшихся людей с целым
штатом дизайнеров, «загонщиков», менеджеров и детально разработанным механизмом
и концепцией.
И, тем не менее, что же с работными сайтами?
Ведь любой неленивый
обладатель компьютера может убедиться: вакансии есть, их много, они на любой
вкус и кошелек. Однако, глубокое исследование вопроса показывает удивительный
феномен: через неделю-другую плотного исследования спроса на свою специальность
вы увидите, что попадаются одни и те же предложения. Если и возникает какое-то
разнообразие, то внимательный анализ показывает наличие странностей: на том
конце провода реально в тебе никто не заинтересован. Иногда берут трубку, для
проформы задают вопросы (кстати, отнюдь не всегда), всегда обещают перезвонить,
что является стандартом вежливого отказа.
Проанализировав мотивацию
«работодателей», можно спрогнозировать несколько версий:
- Компании, рекрутеры или маркетологи исследуют рынок;
- Работодатели создают базу специалистов «напотом»;
- Работные сайты создают «движ», чтобы оправдаться в глазах инвесторов;
- Мошенники расставляют силки.
Других версий пока что
нет. Повторяю, что данная ситуация рисуется на основании собственных наблюдений
и наблюдений моих знакомых, только в одной отрасли и для ограниченного перечня
специальностей и не претендует на окончательность и всеобъемлющее покрытие.
И тем не менее, вывод
напрашивается: работные сайты перестали выполнять свою функцию источника
контактов с работодателями. То есть – бесполезны. Стали не нужны.
Возникает вопрос: что
дальше-то делать? Возвращаться в 90-е и просматривать объявления в газетах? Спамить
по базам работодателей? С листочком в руках оббивать пороги офисов?
Ответ на вопрос будем
искать, но не это задача данного материала.
Анализ рынка
Признав очевидные проблемы
идеального когда-то канала поиска работы, следует также признать, что работные
сайты не годятся для аналитики, поскольку, возможно, являются центром различных
манипуляций, перечисленных выше. Поэтому за основу для получения данных я взял
сайт бесплатных объявлений, для которого заработок трудоустройстве не является
приоритетом. А, следовательно, вероятно, он свободен от манипуляций. Смотрим olx.ua
Первая таблица показывает
соотношение предложения и спроса (вакансии/резюме) минус 1,62 (чтобы
сформировать отрицательный тренд на графике за точку отсчета мы приняли
показатель «Все вакансии»).
Сразу же обращает на себя
внимание неправдоподобный рывок рынка недвижимости, но это не иллюзия, и не
манипуляция: это слезы, потому что на этом рынке самая востребованная позиция риэлтора
работает за процент от сделки. То есть, поскольку зарплату платить не нужно, работодатель
может безответственно повышать спрос до бесконечности. В нынешних условиях
работать без зарплаты не очень разумно. В
абсолютных цифрах, как можно увидеть ниже, спрос не так уже велик.
А вот на «Крепкую восьмерку»
следует обратить внимание — это
действительно реальные возможности для поиска работы. Перечислим их для
наглядности, допустив важную ремарку: поскольку olx.ua не является профессиональным работным
сайтом, разделы составлены бестолково и не дают реальной характеристики сегмента
(например, туризм определенно упал, а вот индустрия развлечений вполне неплохо
себя чувствует).
- Красота, фитнес, спорт — парадоксальный рост этого сегмента связан с тем, что рынок Украины обрушивается, но не достиг еще дна, как не достиг и депрессии.
- Розничная торговля — люди будут кушать всегда.
- Маркетинг, реклама, дизайн — нужен всегда.
- Бары, рестораны, общепит — никто не жирует, но и не закрывается.
- Туризм, отдых, развлечения — туризм вероятно просел, но раздел держится в топах за счет индустрии развлечений.
- Производство, энергетический сектор — вотчина олигархов, никто ее не завалит, а у населения пока есть деньги оплачивать коммунальные услуги.
- Сервис и быт — людям как никогда нужно чинить потрепавшуюся одежду, многие обеднели, но пока не отказывают себе в насущном, сегмент держится.
- Медицина и фармация — пока страна не скатилась в нищету, на таблетки и врачей деньги находятся, но и там идут сокращения.
Можно обратить внимание
на строчку «Все вакансии» — это показатель общего тренда рынка, в сравнении с
которым и имеет смысл анализировать сегменты.
Абсолютные числа
Этот график анализирует разницу
между количеством вакансий и резюме. Это не так показательно, как соотношение,
но тоже может пролить свет на некоторые важные нюансы. Например, мы можем
увидеть наиболее привлекательные вакансии с точки зрения преобладания
предложения.
Мы видим, что в лидерах
для поиска работы розничная торговля и общепит — вас ждут 12000 и 6000
свободных вакансий.
Что вызывает вопросы?
IT отрасль в
настоящее время нам кажется наиболее жизнеспособной, в частности, зарплаты в
ней остаются на высоком уровне — в чем же дело? Вероятнее всего, «сыграли»
несколько факторов: ориентация на внешние рынки и некоторая обособленность от
общих каналов поиска работы. Айтишники редко ищут работу, да и персонал, на olx.ua — у них своя тусовка.
Выводы
Согласно данных графиков
можно увидеть, что экономика Украины в глубокой стагнации, о чем говорит низкий
спрос на строительных специалистов, в частности. Но еще не достигла дна (кажется,
дальше некуда) или депрессии (дальше хоть в петлю). У людей еще остались
деньги, поэтому высок спрос на специалистов индустрии развлечений и общепита. Рынок
надеется, что кого-то спасет маркетинг.
Что делать? Великий
вопрос, ответ на который каждый ищет самостоятельно. Рынок будет валиться
дальше, соответственно, работу будет найти труднее. В любой другой ситуации мы
дали бы совет перепрофилироваться на другие сегменты, но не в этой: пока будете
ходить на курсы и получать дипломы, все может измениться. Незыблемыми выглядят
только розничная торговля и энергетика.
PS Не будучи
большим специалистом в аналитике, автор просит специалистов высказать свое
мнение, посоветовать, как это делать лучше и ответить на вопросы, которые в
рамках этого поста остались без ответа.
Приложение
Под конец дадим список полных
названий категорий, поскольку на графиках они не везде хорошо читаются:
- Недвижимость
- Красота, фитнес, спорт
- Розничная торговля
- Маркетинг, реклама ,дизайн
- Бары, рестораны
- Туризм, отдых, развлечения
- Производство, энергетика
- Сервис и быт
- Медицина, фармация
- Начало карьеры, студенты
- Все вакансии
- Секретариат, АХО
- Охрана, безопасность
- IT
- Транспорт, логистика
- Другие сферы
- Частичная занятость
- Культура, искусство
- Строительство
- Образование
- Юриспруденция и бухгалтерия
- Домашний персонал
Комментарии
Отправить комментарий